К медоносам надо ехать

И. А. Шабаршов

Наша страна очень богата медоносными растениями. Они таят огромные запасы нектара. Сотни тысяч тонн этого целебного жидкого золота разлиты по цветущим лугам, полям и лесам. Но растут медоносы в разных местах, часто так далеко от пасек, что пчелы не могут до них долететь.

От своего гнезда за медом они могут летать за 3-4 км. Конечно, лучше, когда медоносы находятся ближе или совсем рядом. Тогда пчелы меньше затрачивают сил и времени, не много расходуют меда на дорогу. Ведь пчела, умея определять расстояние до медоноса, в улье запасается сладким "горючим", чтобы его хватило в оба конца.

Чем дальше источник нектара, тем более наполняет она медовый зобик. В итоге с отдаленных массивов каждый раз она приносит меньше меда, чем с ближних. Снижается и число рейсов. Чем ближе медонос, тем больше семья заготавливает меда. Поэтому пасеки подвозят к медоносам.

Перевозку пчел к источникам нектара пчеловоды называют кочевкой. Возможно, в те далекие времена, когда человек впервые взял диких пчел и вместе с гнездами перенес их из леса к своему жилищу, и возникла мысль переезжать, кочевать с ними от медоноса к мелоносу. Пчеловоды отыскивают цветущие массивы, выбирают лучшие участки, определяют место стоянки пасеки, грузят ульи на автомашины и за ночь перебрасывают их на новые, более обильные нектароносные "пастбища".

За весну и лето пчел перевозят неоднократно. Сначала на рано цветущие растения - ивовые, потом в сады, на луговое разнотравье, затем на липу, а с нее - на гречиху, подсолнечник или на другие сильные медоносы. На целине пчеловоды перебрасывают своих пчел до десяти раз за сезон.

Подвозят пчел к медоносам не только пчеловоды крупных пасек и ферм, но и пчеловоды-любители. У гречишного поля или на хлопчатнике, в липняках или на полях с медоносными кормовыми травами можно увидеть любительские пасеки и тут же походную палатку или небольшой разборный домик, где живут хозяева этих пчелиных поселков.

Кочевка - это мед наверняка. Современное промышленное пчеловодство очень подвижное, мобильное. Без кочевок оно существовать не может. Раньше пчеловоды подвозили пчел к медоносам на лошадях или быках, запряженных в телеги, на плотах и баржах, а в горных местах - вьюками.

Теперь на большие расстояния пчел перевозят на вместительных большегрузных автомобилях, порой перебрасывают на транспортных самолетах. В труднодоступных таежных и горных местах пользуются вертолетами.

Чтобы необычные пассажиры перенесли большую скорость на земле и в воздухе благополучно и не растерялись по пути, перевозку тщательно готовят. Свободному солнечному племени чужда какая-либо изоляция, а при перевозке приходится наглухо закрывать выход из гнезда.

Даже от одного этого пчелы сильно возбуждаются. В ульях быстро поднимается температура. Почувствовав опасность, насекомые начинают поглощать корм, воздух в улье перенасыщается водяными парами и углекислым газом. А во время перевозки, особенно при толчках, возбуждение достигает предела. Создаются очень тяжелые условия. Семьи в течение каких-нибудь 5-7 минут могут погибнуть от недостатка кислорода, избытка углекислоты и влажности. Пчелы "запариваются", становятся мокрыми и черными.

Чтобы исключить такие неприятности, обеспечивают свободный доступ воздуха в гнезда. Для этого вместо потолков на гнезда кладут кочевые сетки. Это рамы высотой 40 мм по размеру корпуса улья, с проволочной или капроновой сеткой с ячейками 2х2 или 3х3 мм.

Через нее влажный горячий воздух улья с помощью пчел-вентиляторщиц будет удаляться, а прохладный - поступать снаружи. Во время движения ветерок обдувает улей и еще более усиливает вентиляцию гнезда. Создаются вполне нормальные условия. Кочевую сетку можно вмонтировать и в дно.

Так как ульи разборные и состоят из отдельных частей, их связывают, чтобы они не рассыпались. Их скрепляют металлическими лентами, ремнями, тросами, замками, такими, как на молочных флягах.

Ульи грузят вечером, после того как все пчелы возвратятся домой. Автомашину загружают от кабины, опустив борта. В зависимости от того, какой высоты ульи (летом они выше, чем весной), их располагают в 2 или 3 яруса. Для лучшей вентиляции между ярусами кладут длинные бруски. Воз хорошо увязывают, чтобы ульи не сдвигались.

Из крупных пчеловодных хозяйств в ночь отправляются целые автопоезда, нагруженные ульями. На новом месте их разгружают и тут же открывают летки. За одну ночь в полях или на опушках лесов вырастают целые селения по 50-60 пчелиных домиков. Большое число ульев на одном месте ставить нежелательно - пчелам может не хватить нектара в радиусе их продуктивной работы.

После ориентировочного облета без промедления пчелы включаются в медосбор. И будто не было этого трудного пути. Вновь начинают тяжелеть соты. С каждым днем все ниже опускается на сотах белый узор восковой печатки.

Да, за медом надо ехать. Мед теперь на колесах. Много получить его на одном месте в наше время, когда земли используются интенсивно уже не удается. Труд, затраченный на кочевку, стократ окупается.

Далее...

Обновлено (08.11.2013 17:39)

 


амстердам гид - подробности у нас на сайте игра огонь и лёд - игры для девочек.